Совместный проект Международной Общественной Благотворительной Организации "Надежда-Экспресс" и Фонда Народонаселения ООН (UNFPA) при поддержке Министерства Здравоохранения Республики Беларусь

 

News

 

Eng   

Rus

 

 

 

Отчет МОБО «Надежда-Экспресс» о ходе реализации проекта «Информ ация и услуги для подростков и молодежи в области охраны репродуктивного здоровья» за период 2000/2001г.

 

МОБО "Надежда-Экспресс" приступила к реализации проекта "Информация и услуги для подростков и молодежи в области охраны репродуктивного здоровья" в августе 2000 г.
С целью формирования «рабочей команды», единого интерпритационного поля задач и ожидаемых результатов проекта его содержательная часть была подвергнута детальному обсуждению на специальных рабочих сессиях с участием представителей Министерства Здравоохранения, Фонда Народонаселения ООН, национального координатора проекта и проектного персонала. Входе состоявшихся обсуждений состоялся также обмен информацией и был подвергнут анализу опыт, накопленный как в Беларуси, так и в других странах, по каждому из направлений проектной деятельности. Значительный вклад в разработку стратегии реализации проекта принесло участие госпожи Elin Rannenberg-Nelsen,UNFPA, Country Director for Belarus, а также постоянные деловые контакты и консультации с госпожой Татьяной Гапличник, программным ассистентом офиса UNDP/UNFPA в Беларуси.
Главными задачами проекта является повышения уровня знаний в области охраны репродуктивного здоровья подростков и молодежи, а также приобретение навыков по их передаче и использованию. В отчетный период усилия персонала проекта в основном были сконцентрированы на повышении информированности подростков и молодежи в сфере репродуктивного здоровья. С этой целью для групп волонтеров проводились семинары-тренинги по данной тематике, задействованы средства массовой информации, а также проводилась работа со школьными психологами и родителями. В дальнейшем, с подготовленными в информационном аспекте группами волонтеров планируется проводить работу по непосредственному приобретению навыков по передаче и использованию знаний в области охраны репродуктивного здоровья.
 
Реализация рабочего плана и достижение запланированных результатов, основные проблемы и содействующие факторы.

В соответствии с рабочим планом проекта основными направлениями содержательной деятельности являлись:

        рекрутирование и отбор волонтеров предназначенных для обучения сверстников и проведения информационно-просветительской работы, их обучения, сопровождение и поддержка практической деятельности волонтеров;

        работа со школьными психологами и социальными педагогами;

        работа с журналистами газет, радио и телевидения;

С учетом ранее накопленного организацией опыта и имеющегося потенциала осуществлялась также деятельность, которая тесно интегрирована с его основной целью и задачами:

       информационно-просветительские мероприятия по вопросам охраны репродуктивного здоровья и консультационная деятельность, адресованные подросткам и молодежи, их родителям;

       кооперация и координация деятельности с государственными учреждениями и другими неправительственными организациями, вовлеченными в работу по охране репродуктивного здоровья подростков и молодежи;

Основные результаты по выше указанным направлениям деятельности можно представить следующим образом: 

1. Рекрутирование и отбор волонтеров, предназначенных для обучения сверстников и проведения информационно-просветительской работы, обучение волонтеров, поддержка и сопровождение их деятельности.

Рекрутирование и отбор волонтеров базировались на общепринятых принципах, предусматривающих однозначную мотивацию на работу, способствующую улучшению репродуктивного здоровья подростков и молодежи; наличие явных лидерских черт в характере и поведении, адекватность возраста, социального и жизненного опыта аналогичным показателям целевой группы, коммуникабельность и многое другое.
Первая группа волонтеров была сформирована из числа студентов 1-го, 2-го, 3-го года обучения (17-19лет) Белгосуниверситета и Белорусского Педагогического университета.
Вторая (25 чел) студенты Брестского педагогического Университета, и третья (30чел.) школьники старших классов г.Бреста. Подавляющее большинство отобранных студентов обучаются по специальности социальная педагогика и психология тем самым их волонтерская работа тесно связана с их будущей профессией. В процессе рекрутирования и отбора использовались публичные объявления, собеседования с кандидатами, рекомендации педагогов по вовлечению в данную работу тех или иных студентов.
Программы обучения для каждой из групп волонтеров были составлены с учетом их уровня знаний по вопросам репродуктивного здоровья подростков и молодежи, ряда их пожеланий. Программы были разработаны и реализованы специалистами Молодежного Образовательного центра «Фиальта» и Брестского Областного Центра «Здоровье», имеющими богатый опыт в данной области, в том числе получившие соответствующие знания и информацию в ходе обучающих тренингов за рубежом.

Обучение волонтеров проходило в два этапа:
3-х дневный обучающий семинар, в ходе которого его участники были ознакомлены с основными принципами обучения «сверстник обучает сверстника». Им были изложены базисные данные о сексуальности, взаимоотношении полов, предоставлена достоверная информация о ВИЧ/СПИД/ИППП – ситуации в стране и в мире, путях передачи инфекции и возможностях предотвращения инфицирования, о безопасном поведении, вреде наркотиков и наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Занятия проходили в интерактивном стиле, что позволяло не только транслировать информацию, но и формировать у аудитории устойчивые навыки предотвращения заражения ИППП, твердые убеждения в необходимости безопасного поведения, отсрочки начала половой жизни. Первый этап прошли все ранее упомянутые группы волонтеров.
3-х дневный обучающий семинар, на котором основное внимание уделялось приобретению волонтерами практических умений по передаче своим сверстникам информации связанной с охраной репродуктивного здоровья подростков и молодежи, разработкой собственных сценариев информационно-просветительских мероприятий, семинаров по проблемам ВИЧ/СПИД/ИППП. Данный этап обучения прошла группа студентов волонтеров из Минска, двум остальным группам его предстоит пройти в октябре-ноябре 2001года.
Для всех участников изложенной схемы обучения были подготовлены и розданы соответствующие учебные модули, содержащие описание каждого из этапов обучения, текстовой и вспомогательные материалы. Тестовые вопросы и ситуации по итогам завершения каждого из семинаров показали, что его участники получили хорошую информационную подготовку и сформировали практическую базу для своей первоначальной работы со сверстниками и ее совершенствования.

Сопровождение и поддержка практической деятельности ранее обученных волонтеров:

Большинство ранее обученных волонтеров активно включились в работу по пропаганде знаний о репродуктивном здоровье среди своих сверстников. По инициативе ребят волонтеров и при поддержке персонала проекта были проведены ряд семинаров, встреч для подростков Воложинского района. Так например, группа в составе трех волонтеров самостоятельно разработали программу и провели 2-х дневный семинар «Давай задумаемся…» для подростков в д.Першай Воложинского района (о вреде табакокурения, алкогольных напитков, наркомании для нравственного и физического здоровья подростка). Персонал проекта провел всю необходимую подготовку для проведения ребятами из числа волонтеров семинаров-встреч с подростками в школах, в которых они обучались сами несколько лет тому назад. В результате подобной инициативы, например, в СШ №180 г.Минска состоялся 2-х дневный семинар «Наркомания и подросток», который был подготовлен и полностью реализован группой наших волонтеров. Следует отметить, что волонтеры нередко обращались в офис проекта за помощью, что было связано, главным образом, с необходимостью получения квалифицированного совета гинеколога, психолога в связи с теми или иными ситуациями, встретившимися им в ходе их деятельности. Они также получали возможность ознакомиться с новыми поступлениями литературы, журналов, различными информационными материалами. Анализ вопросов и обращений волонтеров в истекший период привел нас к мысли о целесообразности проведении дополнительного обучающего семинара, который состоялся в 19-21 апреля на базе Республиканского музея истории медицины. Его слушателями стали как волонтеры, так и наиболее активные, обратившие на себя внимание подростки Воложинского района. С учетом пожеланий волонтеров программа данного семинара включала освещение нравственно-этических норм взаимоотношений юношей и девушек, здорового образа жизни, планирования семьи, дискуссии-обсуждения ситуаций из практики деятельности волонтеров. Программа семинара была разработана и реализована совместно со специалистами музея и доцентом курса материнства и детства Белгосуниверситета госпожой Н.Змачинской.
Деятельность в области отбора и подготовки волонтеров-лидеров выявила следующие проблемы:

        отсутствие ресурсно-методической базы по вопросам теории «сверстник обучает сверстника». Вся полученная информация по этой теме в основном была получена в процессе обработки зарубежных материалов и опыта зарубежных организаций. Программы обучения, стратегия рекрутирования волонтеров разрабатывалась основываясь на доступных знаниях и собственном опыте персонала проекта. Белорусские НПО имеют крайне бедный опыт в области «сверстник обучает сверстника», найдены только четыре организации, которые используют данную методологию при осуществлении своих проектов. Практически отсутствует обмен информацией среди НПО, работающих с молодежью по методике «сверстник обучает сверстника», что не позволяет нам изучать опыт друг друга и обогащать методологическую базу. Основываясь на данных наблюдениях планируется для нужд проекта создать в последующий период единый ресурсно-методологический центр по вопросам «сверстник обучает сверстника». В этом центре будет накапливаться вся информация об организациях, вовлеченных в процесс обучения сверстников сверстниками, о специалистах в этой области, непосредственно сами программы и методики обучения, учебные книги и материалы, сценарии просветительских мероприятий, т.е. все, что касается опыта работы в сфере «сверстник обучает сверстника». По нашим оценкам, это будет очень важным и полезным материалом как для совершенствования знаний и умений как уже обученных в рамках проекта волонтеров-лидеров, так и при организации первоначального обучения вновь рекрутируемых волонтеров. В последующем, по мере накопления материала данный ресурсный центр может расширить свою базу и превратиться в общенациональную структуру.
       В процессе осуществления задач и целей проекта была пересмотрена роль информационно- коммуникативных центров. В связи с нехваткой средств а также не имением постоянного помещения для нужд волонтеров, работа существующего центра в основном была направлена на поиск, подбор и обработку информации в области охраны репродуктивного здоровья подростков и молодежи. Имеется в. виду что в основном волонтеры могут встречаться в г.Минске только на базе ИКЦ «Надежды-Экспресс» который работает только до 18.00. А многие студенты-волонтеры имеют интенсивный график учебы как раз таки в дневное время. Ребята не раз высказывали просьбы и пожелания о смещении времени общих встреч на более позднее время. Но это было невозможно сделать в силу отсутствия помещения а также материальной базы для снятия пространства где бы студенты-волонтеры могли бы обсуждать и воплощать идеи проекта. С этой целью планируется на следующей совместной рабочей сессии обсудить варианты изыскания финансовой поддержки для снятия помещения так как ситуация в этом направлении в г.Минске как и в любом большом городе складывается не в нашу пользу (рента помещения высока и небольшой выбор)
       Низкий процент участия юношей в волонтерской работе по распространению знаний и информации по вопросам репродуктивного здоровья. Несмотря на предпринятые усилия по максимальному вовлечению и отбору юношей в состав волонтерских групп, только небольшой процент юношей согласился на сотрудничество. Оценки и наблюдения в ходе проведенных собеседований свидетельствуют о том что отношение юношей к вопросам секса, сексуальных отношений характеризуется большей «скрытостью», меньшей мотивацией на открытое обсуждение и получение информации по сравнению с девушками. Причиной этого являются некоторые культурные нормы, присущие данному возрасту, самоуверенность в собственной осведомленности. Учитывая важное значение участия юношей в реализации проекта в настоящее время прорабатывается идея формирования самостоятельной группы юношей-волонтеров, при этом программа их обучения будет разработана с учетом идентификации специфических нужд юношей в сфере репродуктивного и сексуального здоровья.
       Следует признать, что примерно одна треть обученных нами волонтеров не проявляли должной активности, редко контактировали с офисом проекта и не всегда откликались на наши приглашения. Они объясняли это, в основном, своей чрезмерной занятостью в учебном процессе (все они – студенты вузов). С учетом сложившегося в течение полугода соотношения числа активных и пассивных волонтеров (2/3 к 1/3) предполагается в последующий период разработать и предпринять ряд мер, стимулирующих мотивацию волонтеров, поддержание их интереса. А также уделить большее внимание на имеющийся в сфере работы с волонтерами богатый опыт международных организаций, необходимость разработки и использования различных методов поддержки интереса волонтеров к существующей деятельности, укрепления их мотивации. В ходе реализации проекта стало очевидным, что отбор и обучение волонтеров являются необходимым, но не решающим фактором в осуществлении стратегии «сверстник обучает сверстника». Очень важно сохранить обученных волонтеров в «активной зоне» проекта, получить максимальную отдачу от вложенных сил и средств на их обучение. В этих целях необходимы постоянные контакты с волонтерами выявление их нужд, оказание необходимой им поддержки, использование различных методов поощрения. Для обеспечения решения этих задач в конце отчетного периода на конкурсной основе была отобрана кандидатура национального эксперта, в рабочие функции которого вменена исключительно работа с волонтерами.

2.Работа со средствами массовой информации.

В контексте данного проекта средствам массовой информации отводится значительная роль в деле информирования подростков и молодежи в области охраны репродуктивного здоровья и формирования ответственного сексуального поведения, а также в информировании, в целом, общественности по данным вопросам, формирования соответствующего общественного мнения и влияния на политику правительства и законодательство. По нашим оценкам, средства массовой информации могут и должны сыграть роль не только «возмутителя спокойствия», но и придать общественной дискуссии рациональный и квалифицированный характер.
Был подготовлен и проведен 2-х дневный семинар на тему: "Роль средств массовой информации в решении проблем охраны репродуктивного здоровья подростков и молодежи". В семинаре приняли участие 28 журналистов из центральных государственных и независимых изданий, Белорусского Радио, FM-радиостанций, которые были отобраны исходя из их интереса к данной проблеме и желания проектного персонала вовлечь некоторых журналистов в работу по исследуемой теме (например, представителей молодежных изданий). Программа семинара включала лекции и тренинги, актуальность тем которых была предварительно изучена путем телефонного интервьюирования потенциальных участников семинара. Для проведения тренингов на тему "Нужды и потребности молодежи в информации о здоровье, особенности подачи информации подросткам о безопасном поведении" и "Процесс создания информационных материалов о репродуктивном здоровье подростков" были приглашены национальные тренеры Украинской Ассоциации планирования семьи.
Важно отметить, что данный семинар, помимо повышения уровня знаний и умений его участников, предоставил также возможность наладить проектному персоналу прямые контакты с журналистами и представляемыми ими изданиями, достичь конкретные договоренности о создании специальных, постоянно действующих рубрик в некоторых газетах и радиопередачах по теме проекта. Проведенный семинар побудил участвующих в нем журналистов к подготовке и опубликованию статей и интервью по теме проекта в газетах (11 публикаций), изложению полученной информации в радиопередачах.
В последующем было подготовлено и проведено еще 2 семинара с журналистами центральных государственных и независимых изданий, Белорусского радио и Телевидения, Столичного телевидения, ФМ-радиостанций. Число участников семинаров в среднем составляло 26-28 человек.
Темой первого из семинаров явился «Опыт стран Западной Европы в обеспечении репродуктивных прав человека и роль СМИ в этой области». Госпожа Дооче Бреакен, международный эксперт по вопросам репродуктивных прав и здоровья, сотрудник Международной Федерации Родительства, на примере Голландии, Англии и других европейских стран рассказала о государственной политике, общественных движениях и, особенно, о роли масс-медиа в распространении среди молодежи идей охраны репродуктивного здоровья, безопасного секса; ответила на многочисленные вопросы журналистов. Об интересе последних к ее информации косвенно можно судить по небывалому количеству публикаций (24 статьи), в которых авторы прямо или косвенно сравнивают подходы к решению проблем в области репродуктивного здоровья молодежи в Беларуси с другими странами, дают статистические данные, показывают тенденции, подводят читателя к размышлениям и выводам.
Второй семинар был посвящен проблемам журналистской этики при освещении проблем сексуального и репродуктивного здоровья подростков и молодежи. В нем приняли участие заместитель главного редактора «Российской газеты» госпожа Я. Юферова (г.Москва), белорусская поп-звезда Лика Ялинская, Селява В.Л. – главный акушер-гинеколог Министерства здравоохранения РБ.
Анализ публикаций, радио-репортажей, телепередач, проводимый экспертом проекта по работе с масс-медиа госпожой К.Поболь свидетельствует не только об увеличении числа обращений журналистов к теме репродуктивного здоровья подростков и молодежи, но и повышении качества публикаций, глубины анализа и освещения подымаемых проблем. В отчетный период укрепились деловые взаимоотношения и сотрудничество журналистов с проектным персоналом: в газете «Белорусская Молодежная» полностью перепечатана информационная брошюра проекта «Время любить – время думать!», в газете «Переходный возраст» опубликованы заметки волонтеров проекта, в газете «Знамя юности» введена рубрика «Он + Она» с подборкой соответствующих материалов. В настоящее время обсуждаются перспективы выхода на постоянной основе радиопередач по теме проекта на популярной среди молодежи радиостанции «ЮНИСТАР», вновь открываемом телевизионном «8-м канале».

3. Работа со школьными психологами, социальными педагогами, родителями.
Концепция работы по данному направлению была выработана с помощью национальных экспертов из числа ведущих специалистов Академии последипломного образования, Национального института образования Республики Беларусь.

Реализация данной концепции в обусловленных проектом модельных территориях предусматривает:

        изучение уровня информированности школьных психологов и социальных педагогов по вопросам репродуктивного здоровья подростков и молодежи, спектра проблем, с которыми они сталкиваются в этой сфере, а также их готовности к корректировке поведения подростков и их родителей в обусловленных ситуациях;

        повышение компетентности школьных психологов и социальных педагогов по вопросам репродуктивного здоровья подростков и молодежи, психологических особенностей подростковой сексуальности, взаимоотношений между полами, влияния сексуальности на развитие личности;

        разработку методических материалов в помощь школьным психологам и социальным работникам республики в проведении просветительской работы среди подростков и их родителей по вопросам репродуктивного здоровья.

В развитие данной концепции в отчетный период был проведен 2-х дневный семинар-тренинг для всех школьных психологов и социальных работников Воложинского района (30 специалистов). Программа семинара-тренинга была разработана психологами отдела прикладной педагогической психологии Академии последипломного образования и согласована с Воложинским районным отделом народного образования. Он состоял из определенного объема теоретического материала и конкретных организационно-деятельностных игр и упражнений.
В мае на базе Социально-педагогического Центра Фрунзенского района г.Минска проведен семинар «Повышение компетентности психологов, социальных педагогов в формировании ответственного сексуального поведения подростков». Программа семинара была разработана и реализована совместно со специалистами Академии последипломного образования Министерства образования Республики Беларусь. В нем приняло участие 30 человек, представителей средних школ Фрунзенского района столицы. Следует отметить, что данный семинар явился откликом на просьбу упомянутого центра, а также некоторых психологов из школ района.
В отчетный период продолжалось сотрудничество со школьными психологами и социальными педагогами Воложинского района, которые прошли обучение в рамках проекта в конце прошлого года. Их посещали эксперты проекта Е. Осипова и Е.Чуменко, которые консультировали их, предоставляли информацию по волнующим вопросам. Персонал проекта регулярно передавал им различные информационные материалы, которые поступали в офис проекта или были найдены в Интернете. Следует отметить, что по собственным признаниям школьных психологов и социальных работников, проведенное с ними обучение и последующее профессиональное сопровождение сыграли свою роль в преодолении ими некоторых психологических барьеров, вооружили их интересными методиками работы, что, в конечном счете, способствовало активизации работы со школьниками по проблемам сексуального и репродуктивного здоровья.
В настоящее время проводится подготовительная работа к проведению дополнительного семинара для школьных психологов и социальных педагогов Воложинского района, а также семинара для их коллег в г.Бресте. В последующем планируется подготовить и издать для них методические материалы по проведению просветительской работы среди подростков и их родителей по вопросам охраны репродуктивного здоровья.
Что касается родителей, то в рамках проекта проводилась следующая работа:

  • Было проведено 4 встречи ( 2 из них на базе Першайского Центра, по одной в г.Воложине и д.Вишнево Воложинского района) по вопросам сексуальности подростков, взаимоотношений между подростками и родителями
  • 12 выступлений специалистов в трудовых коллективах по вопросам сексуального и репродуктивного здоровья подростков и молодежи в ходе «Фестиваля будущих родителей», проведенного МОБО «Надежда-Экспресс»;
  • 3 специальных радиопрограммы ( по 20 минут каждая) «Давай поговорим…» на тему участия родителей в просвещении детей по вопросам секса и сексуальных отношений;

Ведя речь о проблемах реализации проекта в данном направлении следует отметить неоднозначность отношения взрослого населения к необходимости полового просвещения и воспитания. Среди многих из родителей, учителей доминирует иррациональное убеждение, что «чем больше дети будут знать о сексе, тем больше будут этим заниматься». На наш взгляд, подобное мнение связано с низким уровнем образования и общего развития (это относится, главным образом, к некоторым родителям), давлением ряда культурных норм, некоторых общественных организаций. Например, в ходе реализации проекта полностью подтвердился наш прогноз о том что в г.Бресте и Брестской области отношение родителей и работников просвещения характеризуется наибольшей сложностью и нетерпимостью в силу ряда культурных традиций и религиозных запретов. Попытки некоторых общественных молодежных организаций проводить агрессивную политику в области сексуального просвещения подростков и молодежи в последние два-три года только усилили неприятие этих идей в регионе среди взрослого населения. Вместе с тем, сами подростки и молодые люди в этом регионе в большинстве своем считают, что они остро нуждаются в информации по вопросам гигиены и физиологии половой системы, взаимоотношений юношей и девушек, секса и контрацепции.

С учетом изложенного отношения взрослых к вопросам репродуктивного и сексуального здоровья подростков и молодежи, на наш взгляд следует:

        обеспечить предоставление информации для подростков и молодежи в сфере репродуктивного здоровья с позиции разумного сочетания нравственных и физиологических аспектов проблемы репродуктивного здоровья;

        усилению мониторинга с целью корректировки проводимых информационно-просветительских мероприятий;
        вовлечение в число сторонников проекта школьных психологов и социальных педагогов, обеспечить их необходимой информацией и совместно с ними проводить работу с родителями. 

4.Информационно-просветительские мероприятия по вопросам охраны репродуктивного здоровья и консультационная деятельность, адресованные подросткам и молодежи, их родителям.

В первую очередь они были адресованы студентам Белгосуниверситета, а также подросткам и молодежи Воложинского района с использованием ресурсных возможностей Першайского Центра социально-психологической реабилитации. К их числу следует отнести:

  • создание совместно с Союзом женщин Белгосунивеситета студенческого клуба «Семья 21-го века» на базе комплекса общежитий БГУ. Его основная задача- подготовка молодых людей к созданию здоровой семьи, формирование осознанного чувства будущего родительства. В отчетный период проведено 5 клубных заседаний. Тематикой дискуссий являлись темы любви, мужской и женской сексуальности, абортов. Например, на последних заседаниях клуба состоялись встречи с андрологом А.Маркевичем, который в занимательной форме изложил информацию о мужской репродуктивной сфере, наиболее часто встречающейся патологии, ее причинах и мерах по предупреждению, ответил на многочисленные вопросы; состоялась встреча с главным маммологом республики, поэтом Л.Путырским, в ходе которой состоялся очень интересный разговор о женской груди, ее функциях, заболеваниях, профилактики последних. Л.Путырский прочитал свои последние лирические стихи. Следует признать, что заседания клуба вызывали живой интерес у студентов, на его заседаниях присутствовало 100-120 юношей и девушек. Этому, безусловно, содействовали как выбранные для обсуждения темы и личности выступающих, так и некоторые организационные моменты клубных заседаний: непринужденная атмосфера, чай, печенье, фрукты, выступления коллектива художественной самодеятельности Белгосуниверситета.
  • Постоянно-действующее консультирование школьников и их родителей штатными психологами Першайского Центра;
  • ток-шоу для подростков средней школы №192 г.Минска на тему «Про то, о чем не любят говорить взрослые при детях…».Данное мероприятие преследовало цель отработки сценария ток-шоу в условиях средней школы, а также механизма выявления волонтеров-школьников для целей проекта;
  • предоставление информации девочкам и девушкам, их консультирование психологом, акушером-гинекологом посредством «горячей телефонной линии» по вопросам репродуктивного здоровья;

5. Кооперация и координация деятельности с государственными учреждениями и другими неправительственными организациями, вовлеченными в работу по охране репродуктивного здоровья подростков и молодежи.
В ходе реализации проекта установлены тесные деловые контакты со многими государственными учреждениями и неправительственными организациями:

        Министерством здравоохранения (отдел по охране материнства и детства, главный гинеколог-акушер), НИИ охраны материнства и детства, женской консультацией №36 г.Минска, отделами здравоохранения и образования Воложинского райисполкома, Национальным институтом образования, Национальным Центром творчества детей и молодежи, Академией последипломного образования и др.;

        Союзом женщин Беларуси, Белорусской Ассоциацией "Детский диабет", общественной организацией "Молодежный образовательный центр "Фиальта", общественной организацией "Образовательный центр "POST", Гродненской городской ассоциацией "Семья", Украинской ассоциацией планирования семьи и др.

Для обсуждения целей и задач проекта были проведены встречи с И.М.Дробышевской, Председателем Коммисии по социальным вопросам Совета Республики Национального Собрания Беларуси, Е.А.Сиволобовой, начальником отдела охраны материнства и детства Совета Министров Республики Беларусь, Л.И.Смагиной, заведующей отделом семейного воспитания Национального института образования, главным акушером гинекологом республики В.Л.Селява. В результате состоявшихся встреч получено одобрение выбранной стратегии, достигнуты договоренности о соответствующей поддержке в рамках проекта. В дальнейшем, в ходе реализации проекта, с ними обсуждались возникающие проблемы, в ответ были получены дельные предложения по осуществлению целей и задач проекта. По их совету и при их поддержке различные аспекты проекта обсуждались проектным персоналом в различных государственных учреждениях: областных и районных отделах здравоохранения, отделах образования, рядом депутатов Парламента Республики и др.

Для указанного сотрудничества характерны изучение накопленного опыта, обмен информацией, совместное проведение мероприятий, взаимные консультации. На предстоящий период планируется налаживание более тесного сотрудничества и объединение усилий с рядом молодежных общественных инициатив. 

6.Менеджмент и использование финансовых ресурсов.

В целях реализации проекта BFY/00/P01 NGO «Н-Э» как исполнителю, передаются денежные средства, в размере, определенном рамками бюджета проекта. Однако, в связи с особенностями национальной законодательной и налоговой базы, денежные средства передаются не полностью (вся сумма бюджета), а поквартально, посредством двух форм: direct payment и advance request .
Direct payment применялся в 2000 году в связи с оснащением NGO и информационно-коммуникационных центров офисным оборудованием и инвентарем. Расчет производился в USD. Применение данной формы финансирования было обусловлено наличием у представительства ООН в РБ отработанного процесса проведения тендера на поставку оборудования и наличием надежных и проверенных торговых партнеров, что позволило осуществить сделку в более сжатые сроки и на наиболее выгодных условиях.
Передача денежных средств посредством аванса применяется в целях финансирования текущих расходов, производимых NGO от имени проекта и осуществляется в национальной валюте (BYR).
Так в течении отчетного периода NGO было получено три аванса. Один в 2000 году и два в текущем 2001-м . Применение данного метода получения средств в течении указанного периода позволило выявить как его преимущества, заключающиеся в мобильности и самостоятельности NGO по использованию полученных средств, так и недостатки, обусловленные главным образом нестабильной макроэкономической ситуацией в республике ( инфляцией, ростом курса доллара и т.д.). Так инфляция влечет за собой обесценение заказанного аванса и NGO вынуждена выходить в своих расходах за его рамки, что, к стати, и произошло с полученным в марте текущего года авансом.
В связи с наличием «сезонности» в проведении семинаров (пик активности приходиться на май-июнь и на сентябрь-ноябрь)основные расходы данного аванса были произведены в июне месяце, а при наличии инфляции, соответственно, превысили сумму заказанного аванса. В результате чего NGO «Н-Э» была вынуждена тратить собственные средства и в последствии запрашивать дополнительные на возмещение своих расходов.
Рост курса доллара затрудняет учет неиспользованных средств бюджета, т.к. отсутствие прямой связи с Головным офисом ООН в Румынии и наличие временного лага между моментом учета расходов NGO и их зачетом в бухгалтерии ООН в Румынии, влечет за собой наличие разности в курсе, по которому данные расходы вычитаются из бюджета обеими сторонами.
В течении отчетного периода так же было проведено две бюджетные ревизии. Первая была вызвана покупкой вышеупомянутого офисного оборудования и инвентаря и проводилась в конце 2000 года. Осуществление второй ревизии в 2001 году было связано с освоением новой target area (г.Брест)и созданием в ней двух информационно коммуникационных центров (ИНК), и проведением на их базе двух образовательных семинаров. Необходимо отметить, что ревизия была вызвана объективными причинами: на осуществление деятельности проекта в г.Бресте планировалось затратить столько же средств сколько и на проведение ее в г. Минске , однако отличие экономического развития г.Бреста от г.Минска потребовало дополнительных средств на создание ИКЦ и проведение семинаров. В результате чего к бюджету проекту на 2001 год были добавлены дополнительные средства.

7.Мониторинг

Основная матрица (logframe) индикаторов для мониторинга была разработана в самом начале работы над проектом. В матрицу вошли как количественные, так и качественные показатели. 
Для оценки «стартовых» (input) знаний молодых людей были проведены две фокус-группы: одна – со студентами в г. Минске, а вторая – с подростками-школьниками в д. Першаи Воложинского района. По результатам проведения фокус-групп были выявлены наиболее значимые для молодых людей проблемы в области репродуктивного здоровья, а также пробелы в знаниях. Выяснилось, что и городских, и сельских подростков волнует, в первую очередь, отсутствие взаимопонимания с родителями, невозможность обсуждать с ними интимные проблемы; неумение общаться со сверстниками противоположного пола. На втором месте – недостаток информации о современных и, главное, доступных средствах и методах контрацепции. Сельские школьники ощущают также давление со стороны консервативно настроенного местного сообщества (comunity), поэтому молодые девушки стараются не обращаться к врачу-гинекологу из-за боязни несоблюдения врачебной тайны и осуждения (порицания) со стороны соседей; подростки стараются приобретать презервативы, например, подальше от места проживания, чтобы никто из знакомых этого не видел и т.п. Все участники фокус-групп отметили более высокую ценность и эффективность «живого» общения по вопросам репродуктивного здоровья: беседы со специалистами, с родителями, с обученными сверстниками и т.п. В текущем году будет разработана анкета для собственно мониторинга знаний подростков и молодежи, охваченных деятельностью проекта. С участием проектного персонала и группой волонтеров в ходе семинара была разработана идея информационной брошюры для подростков, а по истечении времени были написаны текст, подготовлены шаржи для дизайнерского оформления. В первоначальный вариант были внесены существенные изменения и дополнения, соответствующие специфике целевой группы. С учетом мнения рецензентов-специалистов данная брошюра издана тиражом 5000 экземпляров.
Был проведен ряд обучающих семинаров для групп волонтеров. На заключительном этапе семинара было проведено анкетирование с целью изучения мнения участников семинара о значимости предоставленной информации и возможностях ее использования. Все участники семинара ответили положительно на вопрос о возможности использования полученных сведений о репродуктивном здоровье не только в собственной жизни, но и при обучении сверстников. Также участниками семинара были отмечены планируемые изменения в собственном образе жизни, направленные на улучшение общего и репродуктивного здоровья.
Был разработан типичный опросник для оценки уже имеющихся теоретических и практических знаний по вопросам детской и подростковой сексуальности для школьных психологов. Полученные данные были использованы для корректировки программы обучающего семинара. Входное и выходное анкетирование участников семинара убедительно показало, что в процессе семинара-тренинга его участники значительно повысили свою компетентность в вопросах сексуального развития детей и подростков, выявили личные установки и предубеждения к проявлениям собственной сексуальности и сексуальности подростков, приобрели новые навыки ведения практической работы с учащимися по формированию ответственного сексуального поведения. Предполагается отслеживать, какую работу проводят со школьниками подготовленные психологи и социальные педагоги.
Перед семинаром для журналистов проводился предварительный опрос предполагаемых участников с целью выяснить их пожелания по поводу содержания семинара. По окончании каждого из двух дней участники оценивали полученную информацию по критериям новизны и полезности, а также оправдание собственных ожиданий по поводу семинара (в %-ном отношении). Проведенный в отчетном периоде национальными экспертами анализ материалов периодических печатных белорусских изданий показал следующие:

  • Тема охраны репродуктивного здоровья населения привлекает внимание журналистов, однако, прежде всего, в контексте демографических проблем, при этом большинство публикаций носят "алармистский" характер.
  • проблема репродуктивного здоровья в публикациях носит ярко выраженный гендерный характер. Рассматривая проблему репродуктивного здоровья, главным образом, в контексте с беременностью и материнством, средства массовой информации фактически выводят за рамки общественного внимания репродуктивное здоровье подростков и молодежи, как самостоятельную и весьма специфическую проблему;
  • в целом, очевидно, что ни одна из организаций, занимающихся проблематикой репродуктивного здоровья, не ведет постоянной, систематической и смысловой работы со средствами массовой информации в целях формирования вокруг проблемы устойчивого интерпретационного контекста. Это приводит к тому, что даже имеющиеся информационные поводы имеют в публикациях эпизодическое и крайне недлительное освещение;
  • информационные коммуникационные каналы между средствами массовой информации и научными экспертами, практическими работниками не выстроены, что приводит к искажениям и погрешностям при изложении темы репродуктивного здоровья в публикациях. Дополнительно в работе с журналистами учитывается количество материалов по проблемам репродуктивного здоровья молодежи, появившихся в СМИ как после проведения обучающего семинара, так и в течение всего года, их более двадцати. Этот показатель предполагается отслеживать на протяжении всего срока действия проекта. Печатные и радиоматериалы появлялись не только в минских, но и в республиканских СМИ, т.е. потенциально информация могла достичь достаточно широкой аудитории.

Что касается количественных показателей, то в ходе обучающих семинаров были подготовлены 21 волонтер (в г. Минске), две группы волонтеров (25 и 30) в г.Бресте. В целом деятельностью подготовленных волонтеров только в г.Минске и Минской области было охвачено более ста подростков (ток-шоу со школьниками в г. Минске, встреча с подростками в д. Першаи, Воложинского района, информационные семинары в СШ №180 г.Минска).

8.Техническое обеспечение проекта

В отчетный период осуществлены все запланированные бюджетом проекта расходы на преобритение оборудования и расходных материалов. К их числу следует отнести:

  • компьютеры;
  • принтеры;
  • модемы;
  • проекторы;
  • экраны;
  • стеллажи для литературы и информационных материалов;

В целом все это позволило в достаточном объеме обеспечить реализацию проекта.
9.Эффективность исполнительной модели, избранной для проекта.

Исполнительная модель проекта имеет трехуровневую структуру:

  • координационный комитет, включающий Национальных координаторов проекта со стороны Министерства здравоохранения и МОБО «Надежда-Экспресс», представителя UNFPA в Беларуси: рассматривает отчеты о ходе выполнения проекта, вносит предложения по совершенствованию деятельности, координирует работу исполняющих агенств.
  • совет проекта включающий национального координатора, координатора проекта и национальных экспертов по основным направлениям деятельности: разрабатывает стратегию выполнения проекта и достижения проектных целей, рассматривает и утверждает календарные планы работы по проекту, заслушивает отчеты проектного персонала;
  • координатор и ассистент проекта: разрабатывают тактику действий в соответствии с выработанной стратегией и обеспечивают исполнение запланированных мероприятий и акций с привлечением национальных экспертов, специалистов, волонтеров;

В целом, вышеизложенная модель показала свою эффективность и может быть использована на дальнейший период выполнения проекта.

 

Activitys

About us

Links

Guestbook

 
Хостинг от uCoz