Совместный проект Международной Общественной Благотворительной Организации "Надежда-Экспресс" и Фонда Народонаселения ООН (UNFPA) при поддержке Министерства Здравоохранения Республики Беларусь

 

News

 

Eng   

Rus

 

 

Обоснование проекта

 

 

Контекст

 В декабре 1991 года Беларусь стала независимым государством и одним из основателей Содружества Независимых Государств (СНГ). В тех пор страна переживает ряд серьезных и трудных перемен, вызванных рыночными и социальными реформами.
Спад в производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции привел к резкому снижению ВНП на душу населения и серьезному снижению заработной платы. Доля населения с доходом на уровне или менее одного минимального потребительского бюджета увеличилась с 5% в 1990 году до 74,5% в 1998 году. Увеличилось число безработных. Официальный уровень безработицы составлял в 1,9% в 1999 году, тогда как по оценкам Министерства труда скрытая безработица составляла 12% и продолжает увеличиваться. Согласно национальной статистике, половину всех безработных составляют молодые люди в возрасте 18-19 лет. В отчете по человеческому развитию, подготовленном ПРООН за 1999 год Беларусь занимает 60-е место, тогда как в 1991 году страна занимала 40-е место.
Административно Беларусь разделена на 6 областей. В результате переписи населения, проведенной в 1999 году, установлено, что численность населения страны составляет 10 037 213 человек, что на 261 000 человек ниже, чем в 1993 году. Средняя продолжительность жизни снизилась с 71,1 года в 1991 году до 68,4 лет в 1998 году. Общий коэффициент рождаемости составляет 1,7. В сельских районах страны этот показатель еще ниже.
В 1998 году материнская смертность составляла 28,1 на 100 000 детей рожденных живыми; в 25% случаях причиной смерти был аборт. Аборт является наиболее распространенным средством контроля рождаемости. В 1998 году статистические данные Министерства здравоохранения (МЗ) указывали на то, что на 100 случаев рождения живых детей приходилось 152 аборта. Вторичная стерильность, в значительной степени вызванная неоднократными абортами, привела к бесплодию около 135 000 женщин. Кроме того, около половины всех женщин страдают от гинекологических расстройств, 70% из которых могут быть связаны с последствиями абортов. Воздействие радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, наряду с нездоровыми и стрессовыми условиями труда привели к увеличению смертности и заболеваемости женщин, рождению больных детей и общему увеличению числа детей-инвалидов.
Число браков и их продолжительность падает; две из трех вновь созданных семей распадаются. В последние 2 года около 14 300 детей ежегодно рождается незамужними женщинами, более 500 детей были оставлены в родильных домах. Из 25 000 детей, проживающих в домах-интернатах и детских домах, около 90% являются социальными сиротами, т.е. сиротами при живых родителях.
Несмотря на то, что современные способы контрацепции начали использоваться с 1987 года, процент их использования в Беларуси не превышает 30%. Центры брака и семьи занимаются, в основном, решением проблем бесплодия и не уделяют должного внимания поддержке использования контрацептивов. Оральные контрацептивы, имеющиеся на рынке, слишком дорогие для среднестатистической белоруской женщины (5-8 долларов за цикл таблеток на 1 месяц при средней зарплате 46 долларов в месяц), и удовлетворяют менее 40% от потребности.
Молодежь возраста 15-24 года составляет 15 процентов населения, т.е. 1 535 000 человек. В 1998 году, 39,1% всех абортов в Беларуси были сделаны молодым женщинам (11,9% от 15 до 19 лет и 27,2% 20-24-летним). Всего среди молодых женщин было произведено 26 241 абортов, причем почти у половины из них это был не первый аборт. Общее число абортов и рождений детей подростками составляло 36 и 30 на 1 000 человек соответственно. Такой показатель представляет высокий риск для их фертильности и репродуктивного здоровья.
Число молодых людей, зараженных болезнями передающимися половым путем (БППП), продолжает увеличиваться. В 1998 году в Беларуси было зарегистрировано 16 727 случаев сифилиса, причем 133 из них приходится на детей в возрасте до 14 лет, 1 992 случая – на подростков от 15 до 19 лет и 7 237 – на молодых людей от 20 до 29 лет. Девушки составляли 84,8% от всех зараженных подростков. К концу 1999 году на долю молодых людей приходилось 1 676 случаев ВИЧ-инфекции из общего числа 2 645 ВИЧ инфицированных, зарегистрированных в стране.
В начале 1998 года число зарегистрированных наркоманов составляло 3 549 человек. К середине 1999 года это число возросло почти на 1 500 человек. Согласно оценкам экспертов, реальное число наркоманов в 10 раз выше. Большую часть наркоманов составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. Увеличивается число подростков наркоманов - 15% девочек и мальчиков являются наркозависимыми.
В 1999 году в результате республиканского социологического опроса о сексуальном поведении подростков и молодежи, финансированного ЮНФПА и проведенного специалистами Центра социологических и политических исследований Белорусского Государственного Университета, выяснилось, что 40% опрошенных молодых людей курят, 67% употребляют спиртные напитки, а 16% злоупотребляют различными токсичными веществами.
Исследование также показало, что 38,3% молодых людей (от 14 до 17 лет) являются сексуально активными: у 23,3% имеется один партнер, а у 15% более одного. В возрастной группе 18-21 год 75% молодежи сексуально активны. Данные также ясно свидетельствуют о тенденции к более раннему началу половой жизни.
В отчете отмечается, что презерватив является наиболее распространенным методом контрацепции: 40% молодых людей в возрасте от 18 до 21 года используют презервативы. Затем идет использование прерванного полового акта, календарный и температурный метод. Число использующих оральные контрацептивы очень незначительно, только 1,5% подростков и 10% лиц более старшего возраста используют их время от времени.
Для подростков основными источниками информации по вопросам сексуальности являются сверстники (59,9%), специальная литература (46,8%), кино и видео (43,5%), личный опыт и средства массовой информации (по 30% на каждый источник). Гораздо реже информация поступает от родителей (15,6%) или консультаций со специалистами (12,8%).
В исследовании указывается, что 13,5% молодых людей вступали в половую связь против своего желания. 5% стали жертвой сексуального насилия в возрасте от 10 до 13 лет, а 42,6% пострадали от этого в 14 - 17 лет.
Неблагополучная ситуация с абортами, ранней беременностью, злоупотреблением наркотиков, БППП и сексуальным насилием среди подростков и молодежи в значительной мере являются следствием их низкой информированности в сфере репродуктивного/сексуального здоровья и прав. В настоящее время ощущается недостаток ориентированных на молодых услуг в области репродуктивного здоровья и информационной работы в этом направлении.
В качестве мероприятий, следующих за Международной конференцией по населению и развитию (МКНР), правительство разработало Государственную демографическую политику и стратегический документ ''Основные направления реализации демографической политики с учетом устойчивого развития экономики в переходный период''. Разработанная в 1998 году, стратегия содержит отдельный раздел, посвященный аспектам репродуктивного здоровья. Национальный комитет по народонаселению был создан с целью координации реализуемой программы действий МКНР и государственной политики, которые предполагают, наряду с другими мерами, охрану репродуктивного здоровья и предоставление бесплатных медицинских услуг для подростков и молодежи.
В системе Минздрава открыто 193 подростковых кабинета во всех регионах республики. Кроме того, имеется две студенческие поликлиники, одна из которых расположена в Минске и рассчитана на обслуживание 70 000 студентов, а вторая в Новополоцке. В штате этих кабинетов поликлиник имеется около 250 терапевтов, специализирующихся на оказании молодым людям услуг в области охраны здоровья. Кроме того, в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях имеется около 325 медицинских подразделений, однако только в пяти из них работают врачи-терапевты.
Специалисты министерства образования разработали пособие для учителей “Безопасное и ответственное поведение”, которое включает такие темы, как сексуальное поведение, ВИЧ/СПИД, наркотики и табак, тем не менее, такой курс в школах пока еще не ведется. В некоторых школах проводятся эксперименты – особенно там, где ведется реализация образовательных проектов ЮНИСЕФ в области охраны здоровья (см. ниже), курсы по здоровому образу жизни и профилактике ВИЧ/СПИД могут быть выбраны в качестве факультативных.
Имеется ряд неправительственных организаций, занимающихся пропагандой здорового образа жизни и ответственного сексуального поведения среди подростков и молодежи. Их работа, однако, носит ограниченный характер по масштабам и географии. Одним из лидеров среди неправительственных организаций в этой области является “Надежда Экспресс”, которая проводит информационно-просветительскую работу по охране сексуального здоровья через свою сеть, насчитывающую сотни добровольцев, в том числе из профессионалов в области охраны здоровья и образования. “Надежда Экспресс” имеет свои филиалы во всех областях страны.

Помощь со стороны ЮНФПА в прошлом

ЮНФПА начал свою деятельность в Беларуси в 1994 году. Фонда занимается поддержкой деятельности по пропаганде ответственного репродуктивного поведения и осознанного выбора контрацептивов через распространение соответствующих информационно-просветительских материалов. Несмотря на ограниченность ресурсов, ЮНФПА оказал помощь в проведении мероприятий, которые имели определенное воздействие на репродуктивное поведение подростков и молодежи, а также повысили информированность общественности в области репродуктивного здоровья.
ЮНФПА занимается организацией и проведением компаний, посвященных Международному дню народонаселения, курсов обучения и семинаров с привлечением ответственных работников и руководителей, принимающих решения в области репродуктивного здоровья, народонаселения и развития. В 1999 году, ЮНФПА оказал поддержку в проведении исследования в сфере сексуального поведения подростков и молодежи. Данные по сексуальному и репродуктивному поведению молодежи (включая знания, отношение и собственно поведение) были собраны, проанализированы и распространены. Социологическое исследование было проведено специалистами Белорусского Государственного Университета, в нем приняло участие 1 500 молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет по всей стране.
ЮНФПА также оказал техническую поддержку при проведении переписи населения в 1999 году. Помощь со стороны ЮНФПА будет способствовать реализации положений Национальной программы действий, направленных на совершенствование процесса сбора данных и информации, относящихся к вопросам развития и народонаселения.

2. ПРОЕКТ

Реализация проекта будет осуществляться в трех регионах: в городе Минске, в Минской области и Брестской области. В этих районах проживает около 700 000 подростков и молодых людей (согласно данным переписи населения 1999 года). Предполагается, что в результате реализации проекта доступ к информации и услугам получат 200 000 из них.
Две области (Минская и Брестская) имеют социальные и культурные различия и являются типичными для других областей республики. Таким образом, проект может стать своего рода моделью, которая может быть реализована в других областях страны. Более того, в Минске и Бресте имеются все условия для реализации проекта: имеются помещения для информационно-образовательных центров; как медики, так и другие специалисты готовы к началу практической работы с молодежью; кроме того, сами молодые люди испытывают потребность в участии в проекте.
Чтобы услуги в области репродуктивного здоровья и планирования семьи (РЗ/ПС) и информация дошла до подростков и молодежи, медицинские работники – подростковые врачи, детские акушер-гинекологи, медсестры и акушерки – пройдут подготовку в области РЗ/ПС. Кроме того, молодежные лидеры также пройдут обучение и подготовку с целью проведения мероприятий по обучению сверстников; будет вестись соответствующая информационно-образовательная деятельность; школьные психологи пройдут подготовку с целью внедрения программ «обучение жизненным навыкам» в школах. Одним из основных компонентов проекта станет разработка печатных информационно-образовательных материалов. Средства массовой сыграют свою роль в проведении информационно-образовательных кампаний, а их представители пройдут подготовку в области доведения соответствующей информации об ответственном сексуальном поведении до молодежи.

Цель проекта:
Улучшить репродуктивное здоровье подростков и молодежи. Это будет достигнуто через ответственное сексуальное и репродуктивное поведение и через доступные и ориентированные на молодежь качественные услуги в области репродуктивного здоровья.
Задача 1: Формирование безопасного сексуального и ответственного репродуктивного поведения у подростков и молодежи.
Результаты:
1.1Повышение информированности подростков и молодежи по вопросам РЗ.
Планируется открыть три информационно-коммуникативных центра (ИКЦ) – два стационарных и один мобильный. Один центр будет располагаться на базе Центра реабилитации пострадавших от Чернобыльской аварии в деревне Першаи (Воложинский район), а другой - в центре молодежи в Барановичском районе. Мобильный центр – микроавтобус, предоставленный “Сити-Хоуп Интернэшнл”, американским партнером общественной организации “Надежда Экспресс”, - будет функционировать в городе Минске.
ИКЦ, функционирующие под руководством “Надежда Экспресс”, будут заниматься организацией информационно-образовательных кампаний, обучением и консультированием сверстниками сверстников, а также откроют тематические библиотеки и видеотеки. Подготовка и обучение добровольцев “Надежды Экспресс” в области обучения «сверстник – сверстнику» и организации информационно-образовательных кампаний будет осуществляться совместно с экспертами Минздрава. На конкурсной основе будет произведен отбор около сорока добровольцев из пилотных районов.
Будут разработаны печатные материалы, ориентированные на молодых людей, например, брошюры по ответственному сексуальному поведению и плакаты по пропаганде информационно-образовательных центров, услуг в области репродуктивного здоровья, имеющихся для молодежи. Все материалы пройдут предварительное тестирование, затем будут опубликованы и распространены в ходе повседневной деятельности информационно-образовательных центров, информационных компаний и через центры и кабинеты по предоставлению услуг в области охраны здоровья молодежи.
Средства массовой информации станут партнерами в реализации проекта. С целью более адекватного предоставления информации по РЗ молодежной аудитории, для представителей средств массовой информации будут организованы и проведены специальные курсы. В ходе проведения курсов будет использован опыт стран Восточной Европы. Будут рассмотрены такие темы, как: доведение информации до молодежной аудитории и влияние средства массовой информации на изменение поведения.
1.2       Подростки и молодежь получат необходимые навыки безопасного сексуального поведения.
С целью усиления и развития ответственного сексуального поведения среди подростков, будет проведена подготовка школьных психологов по реализации тренинга  «развитие жизненных навыков» (основы общения, умение договариваться, принятие решений, противостояние давлению со стороны сверстников и решение проблем в области РЗ, сексуального насилия и жестокости, включая насилие в семье). Кроме того, психологи будут проводить подобные тренинги для молодежи на базе ИКЦ.

Задача 2: Усиление ориентированных на молодежь и качественных услуг в области репродуктивного здоровья
Результаты:
2.1       Создание атмосферы “дружеского отношения к молодежи” в учреждениях здравоохранения.
Будут разработаны плакаты и листовки для привлечения внимания молодежи к использованию услуг по охране здоровья. Кроме того, будут подготовлены и распространены печатные информационные материалы, касающиеся аспектов РЗ подростков и молодежи.
Добровольцы “Надежды Экспресс” и инструктора по обучению сверстников, подготовленные в ИКЦ, будут заниматься пропагандой этих услуг среди своих сверстников. Они также будут оказывать помощь в оформлении подростковых и других специальных кабинетов с целью сделать их более привлекательными. Персонала пройдет специальную подготовку и будет ориентирован на более внимательное отношение к потребностям молодежи.
2.2        Развитие навыков проведения консультаций в области РЗ и предоставления услуг для подростков и молодежи у медиков-профессионалов.
 Минздрав подготовит программу обучения медиков-профессионалов, включая разработку программ и соответствующих учебных пособий. Такая программа будет подготовлена национальными экспертами Института охраны материнства и детства, Республиканского центра планирования семьи и центров здоровья женщин и будет основываться на результатах проведения фокусных групп, организованных с целью изучения потребностей молодежи. Фокусные группы будут проводиться совместно с кафедрой социологии Белорусского Государственного Университета. Для подготовки программ обучения будет использоваться соответствующий опыт, накопленный в странах Европы.
Программа обучения будет касаться двух сфер деятельности: подготовка тренеров (ПТ) и обучение медиков, непосредственно работающих с молодежью в области охраны здоровья. Для 15 национальных медиков-профессионалов (психологов, гинекологов и сексологов) будет проведен 5-дневный курс подготовки тренеров для передачи им соответствующей информации и навыков, необходимых для ведения обучения медицинского персонала на местах. Участники курса обучения будут отобраны на основе знаний, степени заинтересованности в ведении программ обучения в сфере РЗ для молодежи, навыков общения и возможности проводить в последствии семинары в регионах.
Тренера, в свою очередь, проведут обучающие семинары для медицинского персонала, непосредственно занимающегося оказанием услуг в области РЗ, в том числе подростковых врачей, акушеров-гинекологов, медсестер и акушерок во всех трех областях, на территориях которых ведется реализация проекта. Всего в этой сфере планируется подготовить около 360 человек.
Будут организованы мероприятия по дальнейшему обучению, где медики смогут закрепить имеющиеся знания и навыки.
Обученный медицинский персонал получит оральные контрацептивы и презервативы для распространения среди молодежи.
С целью повышения возможностей Министерства здравоохранения и эффективности обучения, офисное оборудование: персональный компьютер с принтером, множительная техника и демонстрационная техника будет закуплена и установлена в Институте охраны материнства и детства.

3.ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Ответственными исполнителями проекта являются Министерство здравоохранения, общественная организация “Надежда-Экспресс” и ЮНФПА. Минздрав, через Научно-исследовательский институт охраны материнства и детства, а также “Надежда-Экспресс” занимается непосредственно реализацией проекта.
 Минздрав и “Надежда-Экспресс” определят координаторов проекта, которые, совместно с сотрудниками ЮНФПА, образуют Координационный Комитет по реализации проекта. Заседания этого Комитета будут проводиться по мере необходимости, но не менее одного раза в три месяца.
Правительственный вклад в проект – заработная плата медицинскому персоналу, выделение помещений, стоимость человеческих ресурсов и ежедневные расходы. Для улучшения координации медицинской части проекта, проект предусматривает финансирование координатора по обучению.
Надежда-Экспресс” предоставит вклад своим персоналом, добровольцами, автобусом для мобльного информационно-коммуникационного центра (ИКЦ) и покрытием ежедневных расходов. Для усиления возможностей НПО в рамках проекта предусмотрено выделить средства на заработную плату для двоих сотрудников.

 4.МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

 Представительство ПРООН/ЮНФПА в Беларуси, при поддержке странового директора ЮНФПА, расположенного в Румынии, будет осуществлять мониторинг реализации проекта. На регулярной основе будут осуществляться выезды на места реализации проекта. Организации, ответственные за реализацию проекта будут проводить ежегодные встречи по обсуждению результатов проекта с целью оценки достигнутого.

Результативность проекта будет оцениваться на постоянной основе через статистические данные и специальные исследования в области качества предоставляемых услуг. ЮНФПА обеспечит техническую поддержку и оценку эффективности проекта через региональную экспертную службу. В случае необходимости, будет произведена внешняя или внутренняя оценка. Опыт, извлеченный во время реализации проекта в пилотных областях, будет использован для дальнейшей деятельности в сфере репродуктивного здоровья, распространения информации и услуг для подростков и молодежи по всей стране.

 5.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОТНОСЯЩАЯСЯ К ПРОЕКТУ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

 ЮНИСЕФ и ЮНЭЙДС также работают с молодежью, каждый в рамках собственных приоритетов и тематических областей.

ЮНИСЕФ поддерживает проекты в области санитарного просвещения в 50 школах и колледжах, отобранных для проведения эксперимента; по обучению сверстников здоровому образу жизни (совместно со средствами массовой информации – ТВ); и по улучшению услуг в области профилактики БППП. В рамках данных проектов были разработаны программы обучения здоровому образу жизни, жизненно необходимым навыкам и ряд информационных материалов по РЗ и ответственному сексуальному поведению, которые будут использованы в интересах проекта ЮНФПА. Опыт работы молодежи, участвовавшей в проекте ЮНИСЕФ по работе со средствами массовой информации, будет также полезным для данного проекта. Анонимное тестирование на наличие БППП, организованное в Минске как часть проекта ЮНИСЕФ станет важным дополнением данного проекта.
Данный проект был разработан в тесном сотрудничестве с национальным советником программы ЮНЭЙДС и будет использовать опыт реализации проектов Программы ЮНЭЙДС по информационно-просветительской работе в области ВИЧ/СПИД.
“Counterpart International» – «Альянс для сотрудничества партнеров» занимается подготовкой программы оказания помощи неправительственным организациям, работающим в области репродуктивного здоровья. Совместно с “Альянсом” ЮНФПА организует ряд встреч и семинаров для местных специалистов, которые участвовали в международных программах обучения в области репродуктивного здоровья.

 6.  ПОСЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Обучение в области репродуктивного здоровья и информационная модель, которые будут разработаны в рамках проекта, намечено использовать в других областях страны в зависимости от наличия местных и/или иностранных источников финансирования.
В ходе реализации последующих проектов и программ в области репродуктивного здоровья подростков и молодежи будет использоваться как опыт, полученный в результате реализации проекта, так и новые возможности национальных органов, приобретенные в результате обучения тренеров и медицинского персонала, занимающегося оказанием услуг в сфере РЗ; обучения молодежных лидеров, проведения кампаний с привлечением средств массовой информации и деятельности информационно-коммуникативных центров.

 

Activitys

About us

Links

Guestbook

 

Хостинг от uCoz