|
Контекст
В декабре 1991 года Беларусь
стала независимым государством и одним из основателей Содружества
Независимых Государств (СНГ). В тех пор страна переживает
ряд серьезных и трудных перемен, вызванных рыночными и социальными
реформами.
Спад в производстве промышленной
и сельскохозяйственной продукции привел к резкому снижению
ВНП на душу населения и серьезному снижению заработной платы.
Доля населения с доходом на уровне или менее одного минимального
потребительского бюджета увеличилась с 5% в 1990 году до 74,5%
в 1998 году. Увеличилось число безработных. Официальный уровень
безработицы составлял в 1,9% в 1999 году, тогда как по оценкам
Министерства труда скрытая безработица составляла 12% и продолжает
увеличиваться. Согласно национальной статистике, половину
всех безработных составляют молодые люди в возрасте 18-19
лет. В отчете по человеческому развитию, подготовленном ПРООН
за 1999 год Беларусь занимает 60-е место, тогда как в 1991
году страна занимала 40-е место.
Административно Беларусь разделена
на 6 областей. В результате переписи населения, проведенной
в 1999 году, установлено, что численность населения страны
составляет 10 037 213 человек, что на 261 000 человек ниже,
чем в 1993 году. Средняя продолжительность жизни снизилась
с 71,1 года в 1991 году до 68,4 лет в 1998 году. Общий коэффициент
рождаемости составляет 1,7. В сельских районах страны этот
показатель еще ниже.
В 1998 году материнская смертность
составляла 28,1 на 100 000 детей рожденных живыми; в 25% случаях
причиной смерти был аборт. Аборт является наиболее распространенным
средством контроля рождаемости. В 1998 году статистические
данные Министерства здравоохранения (МЗ) указывали на то,
что на 100 случаев рождения живых детей приходилось 152 аборта.
Вторичная стерильность, в значительной степени вызванная неоднократными
абортами, привела к бесплодию около 135 000 женщин. Кроме
того, около половины всех женщин страдают от гинекологических
расстройств, 70% из которых могут быть связаны с последствиями
абортов. Воздействие радиации в результате аварии на Чернобыльской
АЭС в 1986 году, наряду с нездоровыми и стрессовыми условиями
труда привели к увеличению смертности и заболеваемости женщин,
рождению больных детей и общему увеличению числа детей-инвалидов.
Число браков и их продолжительность
падает; две из трех вновь созданных семей распадаются. В последние
2 года около 14 300 детей ежегодно рождается незамужними женщинами,
более 500 детей были оставлены в родильных домах. Из 25 000
детей, проживающих в домах-интернатах и детских домах, около
90% являются социальными сиротами, т.е. сиротами при живых
родителях.
Несмотря на то, что современные
способы контрацепции начали использоваться с 1987 года, процент
их использования в Беларуси не превышает 30%. Центры брака
и семьи занимаются, в основном, решением проблем бесплодия
и не уделяют должного внимания поддержке использования контрацептивов.
Оральные контрацептивы, имеющиеся на рынке, слишком дорогие
для среднестатистической белоруской женщины (5-8 долларов
за цикл таблеток на 1 месяц при средней зарплате 46 долларов
в месяц), и удовлетворяют менее 40% от потребности.
Молодежь возраста 15-24 года составляет
15 процентов населения, т.е. 1 535 000 человек. В 1998 году,
39,1% всех абортов в Беларуси были сделаны молодым женщинам
(11,9%
от 15 до 19 лет и 27,2% 20-24-летним).
Всего среди молодых женщин было произведено 26 241 абортов,
причем почти у половины из них это был не первый аборт. Общее
число абортов и рождений детей подростками составляло 36 и
30 на 1 000 человек соответственно. Такой показатель представляет
высокий риск для их фертильности и репродуктивного здоровья.
Число молодых людей, зараженных
болезнями передающимися половым путем (БППП), продолжает увеличиваться.
В 1998 году в Беларуси было зарегистрировано 16 727 случаев
сифилиса, причем 133 из них приходится на детей в возрасте
до 14 лет, 1 992 случая – на подростков от 15 до 19 лет и
7 237 – на молодых людей от 20 до 29 лет. Девушки составляли
84,8% от всех зараженных подростков. К концу 1999 году на
долю молодых людей приходилось 1 676 случаев ВИЧ-инфекции
из общего числа 2 645 ВИЧ инфицированных, зарегистрированных
в стране.
В начале 1998 года число зарегистрированных
наркоманов составляло 3 549 человек. К середине 1999 года
это число возросло почти на 1 500 человек. Согласно оценкам
экспертов, реальное число наркоманов в 10 раз выше. Большую
часть наркоманов составляют молодые люди в возрасте до 30
лет. Увеличивается число подростков наркоманов - 15% девочек
и мальчиков являются наркозависимыми.
В 1999 году в результате республиканского
социологического опроса о сексуальном поведении подростков
и молодежи, финансированного ЮНФПА и проведенного специалистами
Центра социологических и политических исследований Белорусского
Государственного Университета, выяснилось, что 40% опрошенных
молодых людей курят, 67% употребляют спиртные напитки, а 16%
злоупотребляют различными токсичными веществами.
Исследование также показало, что
38,3% молодых людей (от 14 до 17 лет) являются сексуально
активными: у 23,3% имеется один партнер, а у 15% более одного.
В возрастной группе 18-21 год 75% молодежи сексуально активны.
Данные также ясно свидетельствуют о тенденции к более раннему
началу половой жизни.
В отчете отмечается, что презерватив
является наиболее распространенным методом контрацепции: 40%
молодых людей в возрасте от 18 до 21 года используют презервативы.
Затем идет использование прерванного полового акта, календарный
и температурный метод. Число использующих оральные контрацептивы
очень незначительно, только 1,5% подростков и 10% лиц более
старшего возраста используют их время от времени.
Для подростков основными источниками
информации по вопросам сексуальности являются сверстники (59,9%),
специальная литература (46,8%), кино и видео (43,5%), личный
опыт и средства массовой информации (по 30% на каждый источник).
Гораздо реже информация поступает от родителей (15,6%) или
консультаций со специалистами (12,8%).
В исследовании указывается, что
13,5% молодых людей вступали в половую связь против своего
желания. 5% стали жертвой сексуального насилия в возрасте
от 10 до 13 лет, а 42,6% пострадали от этого в 14 - 17 лет.
Неблагополучная ситуация с абортами,
ранней беременностью, злоупотреблением наркотиков, БППП и
сексуальным насилием среди подростков и молодежи в значительной
мере являются следствием их низкой информированности в сфере
репродуктивного/сексуального здоровья и прав. В настоящее
время ощущается недостаток ориентированных на молодых услуг
в области репродуктивного здоровья и информационной работы
в этом направлении.
В качестве мероприятий, следующих
за Международной конференцией по населению и развитию (МКНР),
правительство разработало Государственную
демографическую политику и стратегический документ ''Основные направления реализации
демографической политики с учетом устойчивого развития экономики
в переходный период''. Разработанная в 1998 году, стратегия содержит отдельный
раздел, посвященный аспектам репродуктивного здоровья.
Национальный комитет по народонаселению был создан с целью
координации реализуемой программы действий МКНР и государственной политики, которые
предполагают, наряду с другими мерами, охрану репродуктивного здоровья
и предоставление бесплатных медицинских услуг для подростков
и молодежи.
В системе
Минздрава открыто 193 подростковых кабинета во всех регионах
республики. Кроме того, имеется две студенческие
поликлиники, одна из которых расположена в Минске и рассчитана
на обслуживание 70 000 студентов, а вторая в Новополоцке.
В штате этих кабинетов поликлиник имеется около 250 терапевтов,
специализирующихся на оказании молодым людям услуг в области охраны здоровья. Кроме того,
в средних специальных и профессионально-технических учебных
заведениях имеется около 325 медицинских подразделений, однако только в пяти из них
работают врачи-терапевты.
Специалисты
министерства образования разработали пособие для учителей
“Безопасное и ответственное поведение”, которое включает такие
темы, как сексуальное поведение, ВИЧ/СПИД, наркотики и табак,
тем не менее, такой курс в школах пока еще не ведется. В некоторых
школах проводятся эксперименты – особенно там, где ведется
реализация образовательных проектов ЮНИСЕФ в области охраны
здоровья (см. ниже), курсы по здоровому образу жизни и профилактике
ВИЧ/СПИД могут
быть выбраны в качестве факультативных.
Имеется ряд
неправительственных организаций, занимающихся пропагандой
здорового образа жизни и ответственного сексуального поведения
среди подростков и молодежи. Их работа, однако, носит ограниченный
характер по масштабам и географии.
Одним из лидеров среди неправительственных организаций в этой
области является “Надежда Экспресс”, которая проводит информационно-просветительскую
работу по охране сексуального здоровья через свою сеть, насчитывающую
сотни добровольцев, в том числе из профессионалов в области
охраны здоровья и образования. “Надежда Экспресс” имеет свои филиалы во всех областях
страны.
Помощь со стороны
ЮНФПА в прошлом
ЮНФПА начал свою деятельность
в Беларуси в 1994 году. Фонда занимается поддержкой деятельности
по пропаганде ответственного репродуктивного поведения и осознанного
выбора контрацептивов через распространение соответствующих
информационно-просветительских материалов. Несмотря на ограниченность
ресурсов, ЮНФПА оказал помощь в проведении мероприятий, которые
имели определенное воздействие на репродуктивное поведение
подростков и молодежи, а также повысили информированность
общественности в области репродуктивного здоровья.
ЮНФПА занимается организацией
и проведением компаний, посвященных Международному дню народонаселения,
курсов обучения и семинаров с привлечением ответственных работников
и руководителей, принимающих решения в области репродуктивного
здоровья, народонаселения и развития. В 1999 году, ЮНФПА оказал
поддержку в проведении исследования в сфере сексуального поведения
подростков и молодежи. Данные по сексуальному и репродуктивному
поведению молодежи (включая знания, отношение и собственно
поведение) были собраны, проанализированы и распространены.
Социологическое исследование было проведено специалистами
Белорусского Государственного Университета, в нем приняло
участие 1 500 молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет по
всей стране.
ЮНФПА также оказал техническую
поддержку при проведении переписи населения в 1999 году. Помощь
со стороны ЮНФПА будет способствовать реализации положений
Национальной программы действий, направленных на совершенствование
процесса сбора данных и информации, относящихся к вопросам
развития и народонаселения.
2. ПРОЕКТ
Реализация проекта будет осуществляться в трех регионах:
в городе Минске, в Минской области и Брестской области. В
этих районах проживает около 700 000 подростков и молодых
людей (согласно данным переписи населения 1999 года). Предполагается,
что в результате реализации проекта доступ к информации и
услугам получат 200 000 из них.
Две области (Минская и Брестская) имеют социальные и культурные
различия и являются типичными для других областей республики.
Таким образом, проект может стать своего рода моделью, которая
может быть реализована в других областях страны. Более того,
в Минске и Бресте имеются все условия для реализации проекта:
имеются помещения для информационно-образовательных центров;
как медики, так и другие специалисты готовы к началу практической
работы с молодежью; кроме того, сами молодые люди испытывают
потребность в участии в проекте.
Чтобы услуги в области репродуктивного здоровья и планирования
семьи (РЗ/ПС) и информация дошла до подростков и молодежи,
медицинские работники – подростковые врачи, детские акушер-гинекологи,
медсестры и акушерки – пройдут подготовку в области РЗ/ПС.
Кроме того, молодежные лидеры также пройдут обучение и подготовку
с целью проведения мероприятий по обучению сверстников; будет
вестись соответствующая информационно-образовательная деятельность;
школьные психологи пройдут подготовку с целью внедрения программ
«обучение жизненным навыкам» в школах. Одним из основных компонентов
проекта станет разработка печатных информационно-образовательных
материалов. Средства
массовой сыграют свою роль в проведении информационно-образовательных
кампаний, а их представители пройдут подготовку в области
доведения соответствующей информации об ответственном сексуальном
поведении до молодежи.
Цель проекта:
Улучшить репродуктивное здоровье подростков и молодежи.
Это будет достигнуто через ответственное сексуальное и репродуктивное
поведение и через доступные и ориентированные на молодежь
качественные услуги в области репродуктивного здоровья.
Задача 1: Формирование безопасного сексуального
и ответственного репродуктивного поведения у подростков и
молодежи.
Результаты:
1.1Повышение информированности
подростков и молодежи по вопросам РЗ.
Планируется открыть три информационно-коммуникативных
центра (ИКЦ) – два стационарных и один мобильный. Один центр
будет располагаться на базе Центра реабилитации пострадавших
от Чернобыльской аварии в деревне Першаи (Воложинский район),
а другой - в центре молодежи в Барановичском районе. Мобильный
центр – микроавтобус, предоставленный “Сити-Хоуп Интернэшнл”,
американским партнером общественной организации “Надежда Экспресс”,
- будет функционировать в городе Минске.
ИКЦ, функционирующие под руководством
“Надежда Экспресс”, будут заниматься организацией информационно-образовательных
кампаний, обучением и консультированием сверстниками сверстников,
а также откроют тематические библиотеки и видеотеки. Подготовка
и обучение добровольцев “Надежды Экспресс” в области обучения
«сверстник – сверстнику» и организации информационно-образовательных
кампаний будет осуществляться совместно с экспертами Минздрава.
На конкурсной основе будет произведен отбор около сорока добровольцев
из пилотных районов.
Будут разработаны печатные материалы,
ориентированные на молодых людей, например, брошюры по ответственному
сексуальному поведению и плакаты по пропаганде информационно-образовательных
центров, услуг в области репродуктивного здоровья, имеющихся
для молодежи. Все материалы пройдут предварительное тестирование,
затем будут опубликованы и распространены в ходе повседневной
деятельности информационно-образовательных центров, информационных
компаний и через центры и кабинеты по предоставлению услуг
в области охраны здоровья молодежи.
Средства массовой информации станут
партнерами в реализации проекта. С целью более адекватного
предоставления информации по РЗ молодежной аудитории, для
представителей средств массовой информации будут организованы
и проведены специальные курсы. В ходе проведения курсов будет
использован опыт стран Восточной Европы. Будут рассмотрены
такие темы, как: доведение информации до молодежной аудитории
и влияние средства массовой информации на изменение поведения.
1.2 Подростки и молодежь получат необходимые навыки безопасного
сексуального поведения.
С целью усиления и развития ответственного
сексуального поведения среди подростков, будет проведена
подготовка школьных психологов по реализации тренинга «развитие жизненных навыков» (основы общения,
умение договариваться, принятие решений, противостояние давлению
со стороны сверстников и решение проблем в области РЗ, сексуального
насилия и жестокости, включая насилие в семье). Кроме того,
психологи будут проводить подобные тренинги для молодежи на
базе ИКЦ.
Задача 2: Усиление ориентированных на молодежь и качественных услуг
в области репродуктивного здоровья
Результаты:
2.1 Создание атмосферы “дружеского отношения к молодежи” в учреждениях
здравоохранения.
Будут разработаны плакаты и листовки
для привлечения внимания молодежи к использованию услуг по
охране здоровья. Кроме того, будут подготовлены и распространены
печатные информационные материалы, касающиеся аспектов РЗ
подростков и молодежи.
Добровольцы “Надежды Экспресс”
и инструктора по обучению сверстников, подготовленные в ИКЦ,
будут заниматься пропагандой этих услуг среди своих сверстников.
Они также будут оказывать помощь в оформлении подростковых
и других специальных кабинетов с целью сделать их более привлекательными.
Персонала пройдет специальную подготовку и будет ориентирован
на более внимательное отношение к потребностям молодежи.
2.2 Развитие
навыков проведения консультаций в области РЗ и предоставления
услуг для подростков и молодежи у медиков-профессионалов.
Минздрав подготовит программу
обучения медиков-профессионалов, включая разработку программ
и соответствующих учебных пособий. Такая программа будет подготовлена
национальными экспертами Института охраны материнства и детства,
Республиканского центра планирования семьи и центров здоровья
женщин и будет основываться на результатах проведения фокусных
групп, организованных с целью изучения потребностей молодежи.
Фокусные группы будут проводиться совместно с кафедрой социологии
Белорусского Государственного Университета. Для подготовки
программ обучения будет использоваться соответствующий опыт,
накопленный в странах Европы.
Программа обучения будет касаться
двух сфер деятельности: подготовка тренеров (ПТ) и обучение
медиков, непосредственно работающих с молодежью в области
охраны здоровья. Для 15 национальных медиков-профессионалов (психологов, гинекологов и сексологов)
будет проведен 5-дневный курс подготовки тренеров для передачи
им соответствующей информации и навыков, необходимых для ведения
обучения медицинского персонала на местах. Участники курса
обучения будут отобраны на основе знаний, степени заинтересованности
в ведении программ обучения в сфере РЗ для молодежи, навыков
общения и возможности проводить в последствии семинары в регионах.
Тренера, в свою очередь, проведут
обучающие семинары для медицинского персонала, непосредственно
занимающегося оказанием услуг в области РЗ, в том числе подростковых
врачей, акушеров-гинекологов, медсестер и акушерок во всех
трех областях, на территориях которых ведется реализация проекта.
Всего в этой сфере планируется подготовить около 360 человек.
Будут организованы мероприятия по дальнейшему обучению,
где медики смогут закрепить имеющиеся знания и навыки.
Обученный медицинский персонал получит оральные контрацептивы
и презервативы для распространения среди молодежи.
С целью повышения возможностей
Министерства здравоохранения и эффективности обучения, офисное
оборудование: персональный компьютер с принтером, множительная
техника и демонстрационная техника будет закуплена и установлена
в Институте охраны материнства и детства.
3.ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Ответственными исполнителями проекта являются Министерство
здравоохранения, общественная организация “Надежда-Экспресс”
и ЮНФПА. Минздрав, через Научно-исследовательский институт
охраны материнства и детства, а также “Надежда-Экспресс” занимается
непосредственно реализацией проекта.
Минздрав и “Надежда-Экспресс” определят координаторов проекта,
которые, совместно с сотрудниками ЮНФПА, образуют Координационный
Комитет по реализации проекта. Заседания этого Комитета будут
проводиться по мере необходимости, но не менее одного раза
в три месяца.
Правительственный вклад в проект
– заработная плата медицинскому персоналу, выделение помещений,
стоимость человеческих ресурсов и ежедневные расходы. Для
улучшения координации медицинской части проекта, проект предусматривает
финансирование координатора по обучению.
“Надежда-Экспресс”
предоставит вклад своим персоналом, добровольцами, автобусом
для мобльного информационно-коммуникационного центра (ИКЦ)
и покрытием ежедневных расходов. Для усиления возможностей
НПО в рамках проекта предусмотрено выделить средства на заработную
плату для двоих сотрудников.
4.МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА
Представительство
ПРООН/ЮНФПА в Беларуси, при поддержке странового директора
ЮНФПА, расположенного в Румынии, будет осуществлять мониторинг
реализации проекта. На регулярной основе будут осуществляться
выезды на места реализации проекта. Организации, ответственные
за реализацию проекта будут проводить ежегодные встречи по
обсуждению результатов проекта с целью оценки достигнутого.
Результативность
проекта будет оцениваться на постоянной основе через статистические
данные и специальные исследования в области качества предоставляемых
услуг. ЮНФПА обеспечит техническую поддержку и оценку эффективности
проекта через региональную экспертную службу. В случае необходимости,
будет произведена внешняя или внутренняя оценка. Опыт, извлеченный
во время реализации проекта в пилотных областях, будет использован
для дальнейшей деятельности в сфере репродуктивного здоровья,
распространения информации и услуг для подростков и молодежи
по всей стране.
5.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
ОТНОСЯЩАЯСЯ К ПРОЕКТУ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ЮНИСЕФ
и ЮНЭЙДС также работают с молодежью, каждый в рамках собственных
приоритетов и тематических областей.
ЮНИСЕФ
поддерживает проекты в области санитарного просвещения в 50
школах и колледжах, отобранных для проведения эксперимента;
по обучению сверстников здоровому образу жизни (совместно
со средствами массовой информации – ТВ); и по улучшению услуг
в области профилактики БППП. В рамках данных проектов были
разработаны программы обучения здоровому образу жизни, жизненно
необходимым навыкам и ряд информационных материалов по РЗ
и ответственному сексуальному поведению, которые будут использованы
в интересах проекта ЮНФПА. Опыт работы молодежи, участвовавшей
в проекте ЮНИСЕФ по работе со средствами массовой информации,
будет также полезным для данного проекта. Анонимное тестирование
на наличие БППП, организованное в Минске как часть проекта
ЮНИСЕФ станет важным дополнением данного проекта.
Данный
проект был разработан в тесном сотрудничестве с национальным
советником программы ЮНЭЙДС и будет использовать опыт реализации
проектов Программы ЮНЭЙДС по информационно-просветительской
работе в области ВИЧ/СПИД.
“Counterpart
International» – «Альянс для сотрудничества партнеров» занимается
подготовкой программы оказания помощи неправительственным
организациям, работающим в области репродуктивного здоровья.
Совместно с “Альянсом” ЮНФПА организует ряд встреч и семинаров
для местных специалистов, которые участвовали в международных
программах обучения в области репродуктивного здоровья.
6. ПОСЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Обучение в области репродуктивного здоровья и информационная
модель, которые будут разработаны в рамках проекта, намечено
использовать в других областях страны в зависимости от наличия
местных и/или иностранных источников финансирования.
В
ходе реализации последующих проектов и программ в области
репродуктивного здоровья подростков и молодежи будет использоваться
как опыт, полученный в результате реализации проекта, так
и новые возможности национальных органов, приобретенные в
результате обучения тренеров и медицинского персонала, занимающегося
оказанием услуг в сфере РЗ; обучения молодежных лидеров, проведения
кампаний с привлечением средств массовой информации и деятельности
информационно-коммуникативных центров.
|