|
Информация
и просвещение являются основными направлениями в работе по формированию
ответственного сексуального поведения среди подростков и молодежи,
которая в силу своих поведенческих способностей подвержена небольшому
риску. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса. Поэтому
в профилактической работе,
как среди молодежи, так и среди населения в целом, нужны разнообразные
методы убеждения в необходимости ответственного сексуального поведения,
изменения стереотипов поведения, в формировании здорового образа
жизни.
В
качестве одного из наиболее эффективных методов пропаганды являются
средства массовой информации. Главная цель их состоит в следующем:
-
привлечение внимания к проблеме;
- информационно-пропагандистское
обеспечение;
-
формирование общественного мнения.
Каким
образом решаются эти задачи на страницах газет,
в программах радио и ТВ?
Телевидение
является наиболее эффективным и популярным средством коммуникации.
Телепрограммы более неформальны и эмоционально насыщены по сравнению
с другими видами сообщений, и, следовательно, эта
информация лучше запоминается. Но реально в республике
важнейшую роль в распространении
информации для подростков
и молодежи о репродуктивном здоровье играет периодическая печать.
В 13 республиканских газетах, которые участвуют в проекте « Информация
и услуги для подростков и молодежи
в области охраны репродуктивного здоровья»
уделяется не эпизодическое, а постоянное внимание этой теме.
Об этом свидетельствует появившиеся на страницах рубрики « Ты и
я» («Знамя юности»), « Да 16-i
старэйшым» («Чырвоная змена»), «Педсовет» («Комсомольская правда»),
«Время любви» («Переходный возраст»), « Секс-ликбез»
(« Белорусская молодежная»), « Ситуация» (БДГ и т. д.) В материалах
под этими рубриками основной акцент делается на профилактику: сообщения
о безопасном сексуальном поведении « Мужской гинеколог» («Белорусская
молодежная»), об ответственности в интимной жизни, о заболеваниях
передающихся половым путем, ( « Сифилис – без предрассудков и стереотипов»,
«Знамя юности»), о половом воспитании ( «Калi
дарослыя не жадаюць, а моладзь – хоча… «Звязда»)
В материалах сообщались контактные телефоны, по которым можно получить
дополнительную информацию молодым людям и их родителям, обратиться
к специалистам за консультацией.
Цель данной кампании – привлечь внимание читателя как молодого так
и взрослого ( в зависимости
от издания) к имеющейся проблеме и довести нужные сведения , сделать
тему открытой. Поэтому очень важно, чтобы материалы, подготовленные
журналистами, отвечали следующим требованиям.
Так газете « Переходный возраст”
обращается к подросткам с предложением “ Подумать о себе!”(№ 11.04.01)
, а также о тех проблемах, которые волнуют 16-ти летних
о возможных последствиях.
Газета подсказывает и советует, как вести разговор об этом со взрослыми
“Я не знаю, как об этом рассказывать родителям…” (№ 15 “ПВ”) В то
же время на страницах “ Советской Беларусии”, “БДГ”, “ АИФ в Белоруссии”
и др. ведется разговор с родителями, медицинскими работниками,
государственными служащими об основных проблемах
репродуктивного здоровья и ответственного сексуального поведения.
Тем самым постепенно идет
процесс формирования общественного мнения по данной теме.
Активно участвуют в освещении проблем репродуктивного здоровья радио-журналисты
FM-
станции. Кроме информационных выпусков, в которых
всегда находится для сообщений по данной теме ( главное,
чтобы был информационный повод) выходит в эфир радиопередачи , например,
« На здоровье» (р/с «Мир»), также р/с «Столица», «Радио-2» , «Молодежное
радио», Альфа-радио, « Белорусское радио» и т. д. В этих программах
звучат интервью со
специалистами ( медиками, педагогами, социальными работниками).
Однако следует отметить, что программы, которая была бы полностью
посвящена данной проблеме и имела
бы постоянное место в эфире, нет.
С февраля этого года проявило интерес к освещению проблем репродуктивного
здоровья и канал СТВ. В информационных выпусках идут интервью, как с нашими,
так и зарубежными (Голландия 3февраля 2001г.) специалистами.
Надо отметить , что обращение к данной теме пока еще носит чисто
информативный характер. Целесообразно было бы найти в эфирном пространстве
место для тематической программы, которая широко обращалась к данной
теме.
И таким образом, анализируя работу СМИ по
данной теме, можно отметить, что постепенно она уходит от эпизодичности,
(наличие рубрик свидетельствует о постоянном обращении к теме)выстраиваются
коммуникативные каналы с научными экспертами и специалистами, расширяется
тематическая направленность материалов, однако по-прежнему СМИ нуждается
в регулярной информативной подпитке. Журналисты, как правило, работают
не по единой теме, а это значит, что могут уследить за всем новым,
что появляется по данной теме. Поэтому по-прежнему остаются актуальными
семинары, пресс-конференции,
которые помогут поддерживать постоянный интерес к проблеме
и проекту.
|