Концепция образовательной программы по подготовке волонтеров
по принципу "Равный обучает равного".
Сегодня
существует острая необходимость внедрения новых, более эффективных
методов образования и передачи навыков защиты своего здоровья. Одним
из таких методов являются программы, построенные на концепции «Равный
обучает равного».
Программы «Равный обучает
равного» предполагают, что в группе молодых людей находят потенциальных
лидеров. Найденные юноши и девушки получают информацию и навыки,
необходимые им для собственного развития – сохранение здоровья,
позитивного участия в социальной жизни, рождение здоровых и любимых
детей. Кроме того, проводится мотивация и обучение данных молодых
людей передавать полученные ими знания другим девушкам и юношам.
Испокон веков мальчик или
девочка, юноша или девушка имели три источника знании о мире и навыков
взаимодействия с ним: собственное тело (чувство и ощущения):
семья (традиции от старшего к младшему); группа равных,
состоящая из людей, примерно того же возраста, социального положения
и образования. Из группы равных он получает все новое, что
связано с развитием своего поколения.
Таким образом, концепция
«Равный обучает равного» не является чем-то совершенно новым. Она
лишь систематизировала естественные механизмы познания, используемые
любым человеком в любой стране в любое время.
Кроме канала группа равных,
концепция «Равный обучает равного» использует еще двасоциально и
физиологически обусловленных качества человека: стремление к лидерству
в своей группе и стремление быть «хорошим».
Принадлежность ребят, проводивших
занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить
на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность
и доступность все это увеличивает положительный эффект такой работы.
Это объясняется несколькими причинами:
·
молодежь и подростки весьманизко оценивают эффективность проводимых
профилактических мероприятий и критически относятся к деятельности,
проводимой в данном направлении различными государственными и общественными
организациями;
·
профилактическая деятельность практически сводится к санитарному
просвещению;
·
профилактическая работа ведется разными структурами, слабо
координирующими свою деятельность, для многих из них профилактикане
является первоочередной задачей;
·
существуют серьезные проблемы кадрового обеспечения профилактической
работы, не хватает материальных и финансовых ресурсов;
·
подорван кредит доверия к взрослым со стороны молодежи.
Программа «Равный обучает равного»
состоит из трех основных этапов:
I.
приобретение необходимой информации по проблеме.
Цель данного этапа предоставление
подробной информации по проблемам ВИЧ/СПИД, инфекции передаваемые
половым путем, репродуктивное здоровье, наркотическая зависимость,
программы «Снижения вреда», передозировка, аддиктивное поведение,
со-зависимость отобранным юношам и девушкам для работы
по программе «Равный обучает равного».
II.
Подготовка волонтеров для работы в группе.
Цель данного этапа приобретение
необходимых знаний и умений для работы с группой отобранными юношами
и девушками для работы по программе «Равный обучает равного».
III.
Планирование и организация собственных образовательных
семинаров.
Цель
данного этапа создание условий по приобретению навыков планирования
и организации образовательных семинаров отобранными юношами и девушками
для работы по программе «Равный обучает равного».
IV.
Подготовка волонтеров
Необходимо проведение образовательных
семинаров. Программа может состоять как из одного четырехдневного
семинара (два дня на первый этап, один день на второй этап и один
день на третий), так и из трех двухдневных семинаров (по каждому
этапу отдельный семинар).
|